Телефонлар:
(0372) 226-00-11
(0372) 226-05-21
» » Служит дальнейшему усилению охраны прав и свобод граждан в уголовном процессе

Служит дальнейшему усилению охраны прав и свобод граждан в уголовном процессе

21 май 2020 йил
125
0

На четвертом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса был одобрен Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан, направленных на усиление охраны прав и свобод граждан, участвующих в уголовном процессе». На днях Закон подписан главой государства.

Данным Законом в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан внесены поправки.

Во-первых, помимо осмотра места, где совершены особо тяжкие преступления, обыска, расследования показаний на месте происшествия, следственного эксперимента внесено дополнение о том, что обязательной фиксации видеозаписью также подлежат задержание лица, отказ от защитника, личный обыск, проводимый при задержании лица, и другие процессуальные действия, применяемые к лицу, подозреваемому в совершении преступления.

В свою очередь, в Кодекс включена норма об обязательной фиксации видеозаписью процесса отказа от защитника, о чем составляется протокол, подписываемый подозреваемым, обвиняемым, подсудимым, а также адвокатом, дознавателем или следователем, либо вносится в протокол судебного заседания. Самое важное, встреча защитника наедине с подзащитным не подлежит видеофиксации.

Во-вторых, о применении мер процессуального принуждения в отношении подозреваемого, обвиняемого и месте его необходимо уведомить кого-либо из членов его семьи, а при их отсутствии – иных родственников или близких лиц. Также в Кодексе обязанность сообщить об этом по месту работы  либо учебы вместо срока, определенного в прежнем тексте (не позднее 24 часов),  определено ее выполнение незамедлительно.

Кроме того, определена обязаннасть о том, что если задержанный, заключенный под стражу, помещенный под домашний арест или в медицинское учреждение является гражданином другого государства, то об этом незамедлительно должно быть уведомлено Министерство иностранных дел Республики Узбекистан.

В-третьих, закрепляется  требование об обязательности при задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, до возбуждения уголовного дела фиксации видеозаписью процессуальных действий, примененных в отношении него.

Вместе с тем, с учетом различных ситуаций, которые не дают возможности применения средств видеозаписи (задержание лица в месте совершения преступления, задержание лица, находившегося в розыске, и т.д.), в статье 224 УПК  в положении об обязательности фиксации видеозаписью задержания предусматриваются исключения.

В частности, устанавливается, что в случаях, не терпящих отлагательства проведения задержания, личного обыска и выемки, допускается их осуществление без фиксации видеозаписью.  Однако, учитывая, что на практике задержание, проводимое в здании правоохранительного органа, планируется  заранее, закреплено, что вышеуказанное исключениене распространяется на случаи осуществления задержания в здании правоохранительного органа.

Примечательно, что строго предусматривается правило, согласно которому в случаях задержания лица без фиксации видеозаписью, сотрудник государственного органа в обязательном порядке разъясняет права задержанного с фиксацией видеозаписью после доставления его в здание правоохранительного органа.

Подытоживая сказанное, следует отметить, что реализация Закона служит дальнейшему усилению охраны прав и свобод потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса.

Шуҳрат ЧУЛЛИЕВ,
заместитель председателя Комитета
Сената Олий Мажлиса
по судебно-правовым вопросам и
противодействию коррупции

скачать dle 12.0
Муҳокамага қўшилинг
Фикр билдириш
Изоҳлар (0)
Фойдали ҳаволалар